В Магеллании

IX «ДЖОНАТАН»

Кораблекрушение произошло в ночь с 15 на 16 февраля. За две недели до этого американский клипер

«Джонатан», парусный корабль водоизмещением в две тысячи пятьсот тонн, был оснащен четырьмя мачтами: фок- и грот — с прямыми парусами и бизань- и топсель

Кораблем командовал капитан Леккар, превосходный моряк во цвете лет. В его подчинении находились старший помощник Масгрейв, лейтенанты Фарнер и Меддисон, боцман Том Сенд и команда из двадцати семи матросов. Все были американцами.

«Джонатан» уже дважды пересекал Тихий океан с грузами для Австралии и Британской Индии. Рейсы из Калькутты и Сиднея проходили при благоприятных погодных условиях, хотя в Южных морях ему пришлось испытать яростные атаки стихии. Владельцы корабля, господа Блаунт и Фрейри, были довольны результатами плаваний как с мореходной, так и с коммерческой точек зрения.

Что касается последнего рейса, закончившегося катастрофой, то на этот раз «Джонатан» был зафрахтован не для перевозки грузов. Корабль взял на борт девятьсот переселенцев, отправлявшихся в Южную Африку для создания колонии, которую предполагалось образовать в соответствии с договором, заключенным с португальским правительством, согласившимся выделить колонистам участок земли у залива Лагоа в своих южноафриканских владениях.

Большинство переселенцев — жители Северных штатов, среди них было несколько ирландских и немецких семей из числа американизированных европейцев, которыми наводнены Иллинойс и Калифорния. Общество помощи переселенцам города Сан-Франциско обратилось с призывом ко всем, кто желает попытать счастья за пределами Соединенных Штатов, поселиться на обширных плодородных землях, полученных в концессию. Тайная же цель создания колонии — противостоять распространению английского влияния из Капской колонии

Объединить людей столь разных — и по национальной принадлежности, и по традициям — дело непростое. Оно требует строгой дисциплины, которую переселенцы ощутили уже на борту «Джонатана». Четырехмачтовик переоборудовали для перевозки пассажиров — мужчины, женщины и дети смогли удобно разместиться в надстройках и на нижней палубе. Впрочем, переход обещал быть недолгим. В это время года «Джонатан», пройдя вдоль американского побережья, оказался бы посреди южного лета и не должен был подвергнуться — в феврале и марте — ни в Тихом, ни в Атлантическом океанах суровым штормам, свойственным зимнему сезону.

На борту клипера — помимо продовольствия — имелось все, что требуется колонии для обустройства. Запасы муки, консервов, алкогольных напитков были рассчитаны на несколько месяцев. «Джонатан» вез также палатки, сборные домики, простейшую мебель, домашнюю утварь. Общество помощи переселенцам позаботилось о том, чтобы снабдить колонистов сельскохозяйственным инвентарем, саженцами деревьев, семенами зерновых и овощей. Несколько голов свиней, крупного и мелкого рогатого скота были загружены в трюмы. Не забыли и оружие, на случай нападения племен намаква и бушменов

Рейс начался не очень удачно. Почти сразу после выхода из Сан-Франциско, еще не достигнув широты Сан-Диего, города на юге Калифорнии, «Джонатану» пришлось вступить в борьбу со встречным, юго-западным, ветром. Опасаясь, что судно прибьет к берегу, капитан Леккар принял решение уйти подальше в море. Несколько дней спустя клипер попал в жестокий шторм и был вынужден лечь в дрейф на траверзе мыса Коррьентес в мексиканских широтах.

Переселенцы очень страдали от тесноты. Мучения становились невыносимыми в штормовую погоду, когда выйти на палубу не представлялось возможным. Бурное море, к счастью, не нанесло «Джонатану» никаких серьезных повреждений, и капитан, после того как несколько дней уходил на запад, лег на прежний курс к Галапагосским островам, через которые проходит экватор.

Все шло как обычно: то штили, то штормы. Тяготы путешествия не могли не сказаться на душевном состоянии пассажиров. То тут, то там слышались жалобы, раздавались даже угрозы. Капитан Леккар и его старший помощник Масгрейв должны были принять строгие меры, чтобы предотвратить попытку мятежа. Среди переселенцев объявились люди, склонные к беспорядкам, авантюристы, готовые на любые крайности, что, конечно, не предвещало ничего хорошего для будущей колонии.

Стоит ли удивляться тому, что в столь разношерстном обществе нашлись несколько постоянно борющихся с законами профессиональных революционеров, врагов имущих классов, движущих сил беспорядка, терпеть которых не может ни одна цивилизованная страна. Наиболее опасными среди них были братья Джон и Джек Мерриты, ирландцы по происхождению, члены революционной организации фениев

Анархисты даже не стали дожидаться прибытия клипера в пункт назначения. Среди нескольких сотен пассажиров они нашли людей, которые поддались их влиянию: ведь несчастные и обездоленные легко откликаются на призыв к бунту. Когда же смутьяны попытались нарушить корабельную дисциплину, подавляющее большинство переселенцев их не поддержало. Однако капитану Леккару неоднократно приходилось вмешиваться, чтобы утихомирить подстрекателей.

Между тем «Джонатан», уже изрядно потрепанный бурями, продолжал свое плавание по Тихому океану. К счастью, в этих районах, находящихся между тридцатыми параллелями по обе стороны от экватора, дули пассатные ветры. Без сомнения, в результате суточного движения Солнца, дули они с завидным постоянством и регулярностью с востока на запад

Известно, что пароходам плыть Магеллановым проливом легче, чем парусным судам, поскольку парусники должны часто менять направление, следуя изгибам фарватера, а эти маневры лучше выполняют паровые суда. Но когда парусное судно заходит в пролив с запада, природные условия ему благоприятствуют, оно уже покинуло область пассатов, дующих, как уже говорилось, с востока — в Магеллановом проливе попутные ветры дуют с запада на восток, то есть от мыса Пилар к мысу Вирхенес. Следовательно, капитан имел все основания избрать путь, где бриз будет постоянно наполнять паруса клипера.